В виду своей работы мне приходится очень много ездить по свету и встречаться с профессионалами ремонта автомобиля с разных стран. Я могу с уверенностью сказать, что финансовые потрясения и во многих странах еще продолжающийся кризис оставили глубокий отпечаток на рынок лакокрасочных материалов для кузовного ремонта. В результате четко прослеживаются новые тенденции: продвижение бюджетных линеек ЛКМ и расходников премиальными брендами, вхождение на зрелые рынки производителей из развивающихся стран, давление со стороны страховых компаний на понижение расценок ремонта, более открытый подход к подбору поставщиков и материалов со стороны крупных сервисов.
Бюджетные линейки ЛКМ и расходных материалов от ведущих производителей. Нельзя сказать, что премиальные производители ЛКМ не имели эконом серии продуктов и раньше. Если взять, например бренды «большой четверки»– PPG, BASF, Axalta (бывший DuPont Coatings) и Akzo Nobel, то такие марки как, Quickline, Baslac, Duxon и Dynacoatсоответсвенно, известны в ряде стран уже достаточно давно. Нужно заметить, что бюджетных линеек у каждого из премиальных брендов есть несколько. Решение о введении на тот или иной рынок конкретной линейки всегда принимается менеджерами высокого уровня, и подходят они к этому очень осторожно. Да и это понятно. Всегда есть опасность каннибализма – отбирания бизнеса у своего же премиального, более дорогого материала. А это неминуемо снизит все финансовые показатели, что может не понравиться акционерам этих, как правило, публичных, котируемых на бирже, корпораций. Тем не менее, финансовый кризис, как тот, что мы сейчас наблюдаем в России, зачастую не оставляет выбора.
Нужно отметить, что эконом линейки вносят в свой ассортимент не только компании дорогого сегмента, но и среднего. Например, в линейке Etalon (www.etalon.gr) нам тоже пришлось ввести достаточно много продуктов экономкласса, так как рынок Греции и Балкан находится в глубоком финансовом кризисе уже шестой год. Кроме производителей лакокрасочных материалов более дешевые серии выпускают и производители абразивов, оборудования, краскопультов и других расходных материалов, так что на сегодняшний день владелец или менеджер сервиса располагает полным спектром более дешевых материалов от А до Я. Однако следует быть внимательным при выборе того или иного продукта эконом класса, даже если он происходит от крупного концерна. Мне приходилось сталкиваться с некоторыми такими конкурентными продуктами с очень низким качеством,но с весьма завышенным эго. Это же Х бренд! Разве может быть плохо? Может. Это факт.
Вхождение на зрелые рынки материалов с развивающихся стран. Было бы неверно считать, что тяжелые времена оставили след только в России. Я могу с уверенностью сказать, что и уже состоявшиеся рынки ремонта автомобиля в старой Европе не остались прежними после глубокой экономической рецессии 2008-2010 годов. Например, мне часто приходится ездить по делам в Англию. Рынок «туманного Альбиона», как и его обитатели, всегда отличались своим консерватизмом. Такие бренды, как NexaAutocolour, U-Pol, Farecla или Devilbiss служили именем нарицательным в своих категориях и трудно менялись на что-то другое. Но… как традиционный английский чай с молоком уступил свое место кофе со Старбакса, так и английский маляр изменил свои взгляды на исключительность местных материалов. Сейчас в Англии можно встретить египетскую, ливанскую или даже китайскую краску ничуть не реже, чем другие известные английские или «западные» материалы. Точно также немецкий или французский маляр не чурается новых продуктов с «третьих» стран. Думаю, в России, где сам рынок лакокрасочных материалов еще очень молод, материалы с разной географией происхождения будут внедряться все больше и больше.
Давление со стороны страховых компаний на понижение стоимости ремонта. В большинстве западных стран 90% кузовных работ выполняются через страховые компании. В Российской Федерации страховая система ДТП еще очень несовершенна, но все равно, рано или поздно российский авторынок будет двигаться ко всемирным стандартам в сфере автострахования. Страховые же компании будут всегда использовать все возможные рычаги давления на исполнителей кузовного ремонта для удешевления стоимости ремонтных работ. Взаимоотношения между страховщиками и профессионалами ремонтного сектора и существующий конфликт интересов в треугольнике клиент-страховщик-сервис, являются отдельной темой для разговора. Следовательно, можно с уверенностью предполагать, что внедрение бюджетных материалов ремонта зависитв том числе и от влияния страховых компаний.
Гибкий подход к выбору поставщиков ЛКМ со стороны менеджеров ремонтных цехов. Наверное,вы ни раз сталкивались с сегментацией сервисов, где на верхушке пирамиды находились дилерские станции ремонта. Обычному, «непремиальному» бренду ЛКМ и расходников путь к таким клиентам был заказан. Не берусь судить, как обстоит ситуация в России сейчас, но думаю, что это дело времени, когда даже очень крупные дилерские станции будут подходить к выбору поставщика того или иного материала не по «лэйбле», а исходя из соотношения цена-качество. Как правило, в таких центрах работают высокопрофессиональные мастера, которые могут отличить качественный материал от просто дешевого. Также следует наладить процессы тестирования, при которых будет выявлено, обладает ли данный материал теми характеристиками, которые необходимы для решения насущных проблем. Например, для очень загруженного цеха покраски с проблемой «бутылочного горла» на последней стадии ремонта, а именно в малярке, главным параметром при выборе лака будет скорость сушки и легкость нанесения (некапризный лак). В таком цехе лак UHS с долгой сушкой и частым «вскипанием» в случае перелива будет тормозить производительность труда. А как раз именно такие лаки, оперируя их премиальностью, и стараются продвигать многие компании (по понятным причинам).
В заключение я хотел бы отметить, что любой кризис это еще и шанс для пересмотра своей работы. Рецепт успеха вчерашнего дня может уже не работать в сегодняшних условиях. Будьте открыты к новым брендам, технологиям и идеям. В наш век стремительных изменений, доступности информации и скорости коммуникации инноваций современный специалист не имеет право на консерватизм и бизнес-близорукость.